Реле-регулятор генераторного напряжения является своеобразным типом стабилизатора. Он позволяет стабильно удерживать параметры сети при получении нарастающего потока с генератора. Ротор вращается неравномерно, ведь это зависит от скорости движения автомобиля. А вот стабильность подаваемого тока требуется постоянная, иначе это будет приводить к неправильной работе всего электрического пакета, включая освещение и приборы. Пока вольтаж понижается и повышается, данное устройство регулирует показатели до оптимальных значений.
Первичные версии на автомобилях, выпускаемых в течение почти 70 лет подряд, изготавливались по аналоговой схеме. Электромагнитное электромеханическое устройство с мощной катушкой и ферритовым сердечником сопрягалось с механизмами, размыкающими и замыкающими цепь. Нечто подобное до сих пор используется в троллейбусах и на старых авто. Регулировка происходила по классическому закону Ома, а изменение напряжения шло через сопротивление. Этот тип потерял актуальность, он практически не производится. Если мастер хорошо понимает в кинематике и радиотехнике, он сможет собрать всё самостоятельно из подручных материалов в кустарном корпусе. Из-за сниженной надёжности производители начали отказываться от схемы.
Второй тип, до сих пор используемый на различных транспортных средствах, представляет собой электронную схему на диодах повышенной выносливости. Габариты были уменьшены в разы, а на некоторых моделях эта система заключена в единственный чип с защищенным смолой содержимым. Ремонту оно не подлежит, зато обладает общей большей надёжностью, а также автомобилист может поменять всё самостоятельно, просто подсоединив контактную группу. Тонкая настройка невозможна, всё уже отстроено с завода.
Если эта схема сбивается, то начинаются большие проблемы, диагностировать которые сможет только автомобилист с достаточным опытом. Настало время разобраться, как проверить реле-регулятор генератора собственными силами. Не всегда нужно обращаться на станцию технического обслуживания, ведь эта проблема легко устраняется. Замена занимает ровно 5 минут, а добраться до точки установки просто на любой модели автомобиля. Некоторые владельцы держат запас этих устройств, зная про несвоевременность их поломки.
Типы реле-регулятора
Количество гибридных схем крайне велико, перечислить их все практически невозможно. Они произошли от следующих базовых конструкций:
1.) Вибрационный тип. Они имеют относительно небольшую надёжность, но до сих пор встречаются на старых советских авто и иномарках. Но вместо этой устаревшей продукции используются контактно-транзисторные модели, включающие вибрационный механизм только в качестве элемента управления, а транзистор играет роль размыкающего ключа. Эта электронная деталь намного надёжнее механического контакта. Существуют также полностью транзисторные компоновки.
2.) Бесконтактные регуляторы используют классический слаботочный стабилитрон. Это устройство уже само по себе неплохо приводит ток в порядок, а также ему сильно помогают состояния, переключаемые внутри транзисторов. Рост и понижение происходит практически моментально, что позволяет предохранять от износа все источники потребления. Транзисторы могут работать как по обычным переключаемым состояниям, так и в режиме активного колебания. Это даёт крайне высокий порог срабатывания и множественные варианты переключения, практически для любого вольтажа.
3.) Электронные реле имеют транзисторную компоновку, также в их состав нередко входит модулятор частот (ШИМ), что позволяет быстро менять всю схему преобразования прежде, чем ток отправляется в общую электрическую цепь.
4.) Бесконтактный транзисторный тип может реализовываться двумя доступными способами. Это дискретность или интегральность схемы. Первый вариант подключает простейшие электронные компоненты, а второй уже базируется на микросхеме или целом ряде из чипов. Это используется на всех наиболее продвинутых автомобилях.
Вне зависимости от используемого типа, функция остаётся неизменной. Последняя разновидность – это новейшая разработка, обладающая наибольшей стойкостью к вибрациям и скачкам напряжения.
Как проверить реле-регулятор, не снимая с машины
Если есть подозрение в том, что работа происходит неправильно, то есть пара верных способов. Придётся воспользоваться мультиметром. К самому реле лезть не нужно. Потребуется запустить двигатель, а затем снимать показания с клемм АКБ. Если напряжение составляет 13-14.5 В, то всё работает исправно. Повышенный показатель укажет на сломанный реле-регулятор. Найдите управляющий провод, ведущий к схеме. Он обычно имеет меньшую толщину. На нём также должны быть отклонения от указанных показателей. Эта проверка более актуальна, она точно указывает на неполадки.
Если добраться до испытуемого узла сложно, то можно проверить режим массу тахометра. Переключить мультиметр придётся в режим измерения сопротивления. Если оно упало ниже значения 10 Ом, значит реле пробито и требует замены. Особенно хорошо данный метод работает на бесконтактных транзисторных типах.
Проверяем совмещенный реле-регулятор автомобиля
Проверка невозможна без зарядного устройства или трансформатора постоянного тока с плавной регулировкой подаваемой нагрузки, что позволяет выполнить полноценную имитацию работы генераторной установки. Шаг изменения напряжения должен составлять 0.1В, что даст возможность отследить все наиболее важные индикаторные состояния. Лампочка с энергопотреблением в 4-5 Вт подвешивается на стабилизированные выходы реле-регулятора. Аккумуляторная батарея подключается к схеме так, как это обычно происходит при эксплуатации автомобиля. На входы присоединяется имитационный источник напряжения, играющий роль генератора.
Если схема работает верно, а напряжение на выходе всегда остаётся в пределах 12.7 В, то лампа будет исправно светиться. Постепенное увеличение и снижение значения в пределах 11.5-14.5 В не должно влиять на её работу. Любое изменение в указанных границах оставит всё без изменений. Если осветительный прибор гаснет, горит ярче или находится на грани затухания, то нужно выбросить устройство, купив новый экземпляр. Если это так, то реле работает исправно. Проблему нужно искать в другом месте.
Старый тип или проверка 591.3702-01
Этот реле-регулятор устанавливался практически на все модели марок ГАЗ, ВАЗ и АЗЛК. Устройство устанавливается под капотом, обычно на одной из стенок отсека в зоне доступа. Проверка схожа с тем, что можно проделать с совмещенным типом, но имеет определенные отличия. Оно имеет контакты, подписанные номерами или знаками. Под 67 подразумевают плюс, а под 15 находится минус. Проверять его стоит точно так же, как и предыдущую разновидность.
Какие проблемы могут быть?
Небольшая электронная или электромеханическая деталь может приводить к следующим большим неприятностям:
- когда водитель включает зажигание, то на приборной панели нет света. Хотя, это может свидетельствовать об отпавшем контакте;
- когда запуск прошёл, то на индикаторной части панели нет значка аккумулятора. Это значит, что он не заряжается в данный момент. Практически однозначный сигнал, говорящий о поломке реле;
- фары светят сильнее при повышении оборотов двигателя, а на холостом ходе они могут вообще не работать. Лучше всего это видно не на дорожном полотне, а если стать напротив светлой стены дома или гаража, а потом немного поработать педалью газа. Это наиболее верный признак. Водителям со встречного движения будет видно всё так, словно яркость постоянно прыгает, плавно или резкими рывками;
- если автомобиль не заводится с первого раза, то это значит, что весь ток уходит в реле;
- постоянный разряд аккумулятора также может указывать на эту проблему;
- если добавить слишком много оборотов, то освещение и приборная панель начинают затухать. Это срабатывает защита от повышенного напряжения. Если это светодиодный экран, то на нём могут выпадать артефакты или появляться радужные разводы;
- машина не может набрать достаточно скорости, а двигатель начинает буксовать, словно не способен преодолеть определенный рубеж;
- если закипел аккумулятор, то это точно неисправное реле. Но тогда нужно извлечь его из-под капота как можно быстрее, пока кислота не повредила лакокрасочное покрытие, узлы и агрегаты.
Это наиболее явные проблемы, существуют также мелкие недочёты, но определить их сможет только проверка с помощью специальных приборов.
Вместо заключения
Реле-регулятор автомобиля всё реже выходит из строя благодаря внедрению новых электронных элементов и высокотехнологичных материалов. Эксперты прогнозируют, что скоро проблема отойдёт в прошлое или будет возникать не более 1 раза в процессе эксплуатации автомобиля. Некоторые автомобилисты, владея транспортным средством по 10-15 лет, даже не подозревают о том, что эта неполадка существует.
Преждевременный выход из строя происходит из-за коротких замыканий в основной электрической цепи или между пробой между электромагнитными обмотками. Также нередко оказываются пробитыми светодиоды, водители путают полюса (а ведь это полярный узел), заливают его водой при мытье или проезду по лужам, наносят механические повреждения. Не стоит исключать также плохое качество изготовления, поэтому лучше доверять только продукции от проверенных торговых марок. Безымянные образцы нередко имеют слишком тонкие щётки или низкокачественные электронные компоненты.