Современный автомобильный рынок – как подержанных, так и новых машин – далёк от чистоты и прозрачности. О способах обмана при покупке / продаже можно написать отдельную статью (и не одну), а сегодня мы расскажем о правилах проверки автомобиля перед покупкой.
По статистике, в течение первых месяцев около трети всех приобретенных автомобилей с пробегом преподносят владельцу неприятные сюрпризы. Они могут нести определённую угрозу безопасности и здоровью, а устранение требует дополнительных финансовых вложений, времени. Поэтому, как бы не был красив автомобиль, если обнаружатся, к примеру, проблемы с документами, он числится в угоне или в залоге у банка, то так и останется украшением стоянки. Ну или придётся обратиться в специализированные компании, что тоже займёт время и обойдется недёшево.
Начнем с автомобилей с пробегом, так как здесь таится множество подводных камней. Перед написанием этой статьи мы получили экспертное заключение специалистов и людей, которые занимаются ремонтом. Выслушаем их мнение – на что обратить внимание при выборе.
Проверка б/у авто перед покупкой
Итак, чтобы не стать жертвой мошенников и идти на сделку с «открытыми глазами», разобьём
алгоритм проверки на основные этапы:
- Всё начинается дома перед компьютером. Этап можно провести без выезда, и он, обычно, отсекает все «мутные» объявления. Выберете интересные предложения. Чтобы не тратить время, максимально их изучите. Посмотрите на дату публикации – помните, что хорошие предложения не висят долго, разбираются быстро. Если указан гос. номер, VIN-номер, то пробейте машину по сервисам (о них расскажем ниже). Созвонитесь с владельцем, поймите, что он реальный, задавайте больше вопросов. По осведомленности и полноте ответов можно сделать выводы о том, является он собственником или перекупщиком.
Даже если машина, по описанию владельца, мечта вашего детства, не спешите переводить залог. Очень большая вероятность остаться без денег и без авто – скорее всего это мошенники.
Если на этом этапе вы почувствовали какую-то фальшь, недосказанность или что-то напрягает, то просто перейдите к следующему предложению. Слушайте свой внутренний голос.
- Продолжение – проверка и правильность заполнения необходимых документов: Паспорта транспортного средства, Свидетельства о регистрации транспортного средства.
В паспорте должны быть прописаны данные продавца (сравните их с данными гражданского паспорта). Помните, что даже малые несовпадения могут быть проблемой при постановке на учёт.
В документах не должно быть исправлений, особых вклеек, которые ставятся если номера не читаются или перебиты. Дубликаты могут насторожить, т.к. они выдаются при утере оригинала, если все строки уже заняты или находятся у истинного владельца – к примеру, банка. Но не стоит только поэтому отказываться от сделки – сравните данные специализированных сервисов со словами продавца. Если они совпадают, то переходим к следующему этапу.
- С документами разобрались – проводим визуальный осмотр. Учтите, если машина постоянно была в работе, как бы аккуратно к ней не относились, на корпусе и в салоне обязательно будут следы эксплуатации – следы от камней, легкие сколы краски и потертости. Но разбитые или треснувшие фары, бампера, сломанные детали уже говорят о небрежности или очень долгом сроке использования. А вот идеальная, блестящая всеми красками пятилетняя машина должна серьезно напрячь.
Обойдите вокруг машины. Обратите внимание на износ шин, состояние порогов, начала образования коррозии на дверях, лючке бензобака, багажнике, общее состояние лакокрасочного покрытия. Для информации: покраска одной детали в автосервисе начинается от 5 тыс. и чем она больше, тем выше стоимость. Специалисты советуют взять на просмотр толщинометр. Он покажет заменённые и заново перекрашенные детали. Но будьте реалистами – если машине «пять +» лет и за неё просят небольшие деньги, то не стоит придираться к каждой вмятине, она не может быть совсем «не бита, не крашена». Загоните её на подъёмник или яму.
По поводу «перевёртышей» мнение расходятся. Кто-то советует сразу отсекать такие объявления, некоторые – смотреть на состояние. Если ремонт проведён качественно, в полном порядке, то можно рассматривать такое предложение. Возможные проблемы, которые могут со временем появиться: изменяется геометрия и жесткость кузова, что может быть причиной появления трещин стекол, появление посторонних скрипов и звуков, сложность выставления сход / развала и некоторые другие. Вам надо только выявить такие случаи, потом выбор за вами.
Сейчас среди продавцов «модно» скручивать пробег – это не дорогая процедура, занимающая немного времени, которую знающие люди могут сами выполнить. Так что на пробег на приборе не стоит обращать внимание.
Признаки нечистоплотности продавца:
- Документальная. Если у неё было шесть и более владельцев, то очень сомнительно, что пробег составил «всего» 150 км. Историю про пенсионеров, которые ездили только на дачу, не слушать;
- Второй показатель – состояние салона. Потёртость руля, педалей, рычага переключения передач, сидений скажет о многом;
- Износ и замена деталей. Посмотрите ходовую часть, коробку переключения передач, ремни, тормозные колодки;
хотя, стоит отметить – можно приобрести старенькую иномарку с пробегом «несколько раз вокруг земного шара», которая прослужит верой и правдой ещё долго, а можно почти новую, которая принесёт столько проблем, что проще пересесть на велосипед.
- Следующим шагом надо проверить авто в движении. Заведите авто – это должно происходить без рывков, без посторонних звуков, по «щелчку» ключа. В исправной машине передачи переключаться плавно и чётко, педали равномерно нажимаются. Она двигается ровно, без рыскания и вибрации. В салоне не должно быть шумно. Торможение чёткое, не сопровождающееся хрустом и посторонними звуками. На скользкой дороге должен сработать АБС. В машине вам должно быть комфортно.
- Для дальнейшей проверки лучше обратиться к специалистам из автосервиса или вызвать выездную проверку. Проверяются скрытые дефекты, которые могут появиться при авариях и которые просто визуальным способом не выявить. К примеру, если у авто был заменен «телевизор», то это может означать, что было лобовое столкновение или удар в переднюю часть. При этом может изменится геометрия кузова, пострадали стойки и двери. Такой дефект можно устранить только в автосервисе.
Состояние подушки безопасности определяется только диагностикой – все срабатывания фиксируются бортовым компьютером. Работоспособность определяется мультиметром или сканером. При общем диагностировании программа поочередно отображает работоспособность систем, узлов и агрегатов. Второй способ – проверка сопротивления пиропатрона. Это достаточно сложная процедура, требующая определённых навыков – ошибка в действиях может вызвать срабатывание механизма.
Визуально отсутствие подушки можно определить так – при запуске двигателя на панели приборов будет высвечиваться ошибка. Правда, не добропорядочные продавцы нашли способ скрыть это.
- Последним пунктом проверки проводится юридическая чистота. О сервисах, с помощью которых это можно сделать, расскажем ниже.
Проверка нового автомобиля перед покупкой
К сожалению, покупка нового автомобиля в автосалоне не даёт сто процентной гарантии, что он является чистым и беспроблемным. Но ведь новый автомобиль не может быть участником аварии, он приобретен у автодилера – с документами полный порядок, а значит тщательной проверки не требуется. Но в реальности все иначе – нечистоплотные дилеры продают через салоны проблемные авто.
К примеру, в сети много историй о том, что человек, купивший автомобиль у официального представителя и отъездив несколько лет, во время предпродажной диагностики узнает о серьёзных проблемах в системе, заменённых, перекрашенных элементах кузова. Хотя он покупал совершенно новое авто, в аварии не попадал. Можно усомниться в его словах, но это не единичный случай. Дело в том, что представители автоконцернов не любят терять деньги. В случае обнаружения заводского брака или аварии при транспортировке, цену необходимо снижать. Вместо этого они идут на обман – просто делаю косметику, продают как новое. Так человек, сам не зная того, покупает проблемное авто и подвергается определенной опасности. Результаты диагностики, нередко, становятся для них сюрпризом.
Так, нечестные продавцы, пользуясь неведением покупателя, дают на подпись Акт приёмки. После подписания этого документа, чисто юридически, все претензии к ним снимаются. Так что, перед тем, как заточить перо, опустить его в чернила и оставить подпись, стоит выполнить проверку. Желательно, в объёме того, что было описано выше. Причём обращаться не к специалистам этого салона – они лица заинтересованные, а независимым экспертам. Они могут провести подбор авто «под ключ». Только после полной проверки состояния, необходимых документов, оборудования и комплектации, можно быть полностью уверенным в качестве.
Сервисы проверки автомобиля перед покупкой
Как уже отмечалось, современный авторынок далёк от совершенства. Чтобы автолюбителям было проще проверить автомобиль и не пожалеть о приобретении – многие государственные структуры, к примеру, ГИБДД, налоговая инспекция, открывают свои сервисы проверки. Эти базы содержат полезную и нужную информацию. Теперь чтобы «пробить» историю железного коня не надо толкаться в бесконечных очередях, терять время и деньги на пошлины и благодарности. Все делается самостоятельно. Достаточно знать VIN-код и государственный номер.
С помощью них многие сервисы (некоторые еще просят указать номер СТС) выдадут:
- Данные об авариях (при официальном их оформлении в Инспекции). Также на картинке будут отмечены места повреждений. К сожалению, база ведётся всего 4 года, поэтому аварии до 2015 года и оформленные по европротоколу сюда не входят;
- Наложение ограничений – является ли залогом в банке, аресте. Информация выкладывается из нотариального реестра.
- Нахождение в угоне. Сулит новому хозяину большие траты и нервы – по решению суда машина возвращается хозяину. Проверяется на сайте Государственной инспекции или по месту регистрации. Предложите прежнему владельцу поехать в отдел регистрации вместе. Отказ должен озадачить;
- Использование в коммерческой эксплуатации (такси). На некоторых ресурсах информация выдается за деньги. Если есть какие-либо подозрения – желательно сразу отказаться от сделки. Обычно продают машины, полностью израсходовавшие свой ресурс;
- Неоплаченные штрафы. На авто с долгами могут быть наложены ограничения в регистрации. Информация берется на сайте ГИБДД.
для полной достоверности желательно по каждому пункту проверить несколько раз.
В скором будущем Россия придёт к единой базе, которая содержит информацию о любом автомобиле, владельце. Тогда автоподбор не будет так сложен и запутан. Но сейчас, чтобы потом не иметь проблем, перед приобретением необходимо тщательно проверить автомобиль – будь он с пробегом или из салона.