Советы

Коробка передач у автомобиля: вариатор или автомат – что лучше?

При выборе нового автомобиля, в первую очередь, потенциальные автовладельцы смотрят на тип кузова, страну-производитель, модель. Потом идёт мощность двигателя, комплектация и другие характеристики. Но не только мощность двигателя является ключевым при выборе. Не менее значимая характеристика, которая часто влияет на конечный выбор – тип коробки передач.

С классической механикой понятно – она проста, дешева в обслуживании, является надёжным типом трансмиссии. У неё имеются приверженцы, «староверы», доказывающие, что только с ней можно именно управлять автомобилем. С автоматической коробкой тоже – прошло то время, когда они были ненадёжны, дороги в эксплуатации. Сейчас АКПП бывает трёх типов: роботизированная, классический автомат и вариатор. Вот здесь у владельца возникает вопрос – что выбрать. Про робота мы расскажем в другой раз. Сегодня в статье сравним классический автомат и вариатор. Попробуем ответить на извечный вопрос, который часто звучит в интернете, на специализированных сайтах – вариатор (CVT) или автомат (АКПП), что лучше. Интересно, обе являются автоматическими трансмиссиями, со своими плюсами и минусами. Но одну (АКПП) любят и чаще выбирают, а другой чураются.

Немного статистики:

1.) С АКПП выбирают более 60%.

2.) С вариатором лишь в 27%.

3.) Роботу отдают предпочтение меньше, чем в 23% случаев.

Роботу в последнее время стало больше доверия, ведь именно его чаще всего ставят на последние отечественные модели ВАЗа. И замечаний по работе к нему всё меньше.

Но дело не только в статистике. Лично наблюдал, как автовладелец в автосалоне отказался от новой машины, потому что на ней стояла не та трансмиссия. И это не единичный случай. Народ готов ждать дополнительно несколько месяцев.

Для того, чтобы вы смогли понять – какой лучше автомат или вариатор – расскажем о каждом типе подробнее. Рассмотрим принцип действия, оценим какая коробка передач лучше и надежнее, динамику при разгоне, расход. Приведём достоинства и недостатки, отзывы профессионалов.

А выбор, какие делать выводы из написанного, остается за вами.

Вариатор или бесступенчатая коробка передач

Немного о технической стороне

Расскажем, чем отличается вариатора (CVT) от классического автомата. Главное отличие в том, что фиксированной передачи как таковой нет – изменение происходит за счёт перемещения ремня, тем самым изменяя передаточное число.

Как работает вариатор. Его действие основано на принципе, предложенным Да Винчи ещё в XV веке. Между двух конусов, расположенных рядом и сужающих частями, которые смотрят в противоположные стороны, имеется трапециевидный ремень. Он играет роль передачи. На ведущий вал с двигателя передается усилие, которое через второй вал передаётся колёсам. Конусы устройства не цельные, а имеют сдвижные половинки. Меняется диаметр валов – изменяется передаточное число. Иными словами, при разведённом ведущем вале, ремень захватывает меньший диаметр – получаем аналогично высшей передаче. При сдвинутом вале, ремень находится на максимальном диаметре – это низшая (первая) передача.

Леонардо да Винчи

Так за счёт сдвига вала меняется передаточное число, т.е. скорость. Это отличает его от многих других, т.к. это осуществляется плавно, что лучше для плавности хода. Особенно это оценят новички.

Таким образом, коробка вариатор является эффективным передаточным звеном между мотором и колёсами. Передача крутящего момента здесь осуществляется механически. В итоге за счёт этой механики получаем высокий КПД. Это отличие вариатора от автоматапередача происходит за счёт давления масла.

Первоначально примитивный вариатор, изобретённый Винчи, нашёл применение в устройстве мельницы. Несколько веков позднее применён в промышленных станках. Лишь в 50-х годах XX века голландским инженером Хуберт ван Доорн принцип вариатора был применён в бесступенчатой трансмиссии Variomatic. Впервые он был установлен на автомобиле DAF и имел эффект. Производители стали применять его в своих моделях авто.

Требования

CVT требует регулярного и тщательного обслуживания. Согласно регламенту производителя – смена масла должна осуществляться каждые шестьдесят-восемьдесят тысяч пробега. Что значит – как у классического автомата, до ста тысяч он просто не дотянет. Если это требование игнорировать, то серьёзные проблемы будут нарастать подобно снежному кому:

  • За счёт забивания гидроблока, масляному насосу не удаётся поддерживать рабочее давление.
  • Валы не плотно зажимают (разжимают) ремень, начинается его пробуксовка.
  • Пробуксовка сильно изнашивает ремень, при определённом износе просто рвётся. При этом он разлетается с большой скоростью и разрушает всё на своём пути.
  • Так же на состояние ремня влияет задирание «зеркала», т.е. зеркальной поверхности валов.

Вариатор управляется с помощью электроники, поэтому в нём её много.

Кроме смены масла необходимо и желательно на ста двадцати – ста пятидесяти тыс. на авто провести замену ремня. Если это не сделать, последствия могут быть серьёзными.

Плюсы и минусы вариатора

Приведём плюсы и минусы вариатора. Какие будут существенные при выборе – решать только вам.

Достоинства (его положительные отличия от других):

  • Меньше расходуется топливо.
  • Отсутствуют передачи, изменение передаточного числа происходит плавно, без рывков.
  • Автомобили с вариаторной коробкой передач имеют плавный ход, лучшую динамику.
  • Обеспечивается высокий (примерно на 10% выше других) КПД.
  • В штатных режимах эксплуатации, за счёт электроники, выбирающей оптимальные параметры, обеспечивается лёгкое, комфортное управление автомобилем.

Недостатки:

  • Сложный и дорогостоящий ремонт. Любым ремонтом (замена ремня, электроники и др.) берутся заниматься в официальных представительствах, что, помимо дополнительных трат, занимает ещё много времени. В провинции сложно найти действительно знающих мастеров.
  • Необходимо использование специального масла. Оно довольно дорогое, его сложно найти. Агрегат чувствителен к его качеству.

Ограничения:

  • На авто с такой трансмиссией не желателен агрессивный стиль вождения.
  • Нельзя осуществлять буксировку с выключенным двигателем, это ведёт к отказу CVT.
  • Из-за высокой нагрузки вариатор не используется с моторами мощнее 250 и более лошадок.

Автоматическая коробка передач

Немного о технической стороне

Этот механизм доведён практически до оптимального и, в отличие от первых разработок, обладает прочной и надёжной конструкцией. В основу этого вида трансмиссии положен гидротрансформатор, который заменяет автоматическое сцепление. Чем автоматическая коробка отличается от вариатора – здесь нет жёсткого зацепа, крутящий момент от вала двигателя передается давлением масла. Сжатие (разжатие) фрикционов подключают в действие нужные муфты – осуществляется переключение передачи. В конструкцию так же входят редуктор с парой шестерен, которые он держит в постоянном сцеплении. За счёт этого образуется законченный механизм с несколькими ступенями.

Изобретателем такого вида трансмиссии считают немецкого профессора Феттингера. Но его изобретение сначала нашло применение в судостроении. Им была предложена гидродинамическая передача, с помощью которой мог быть развязан винт и двигатель корабля. Для этого была использована гидромуфта, которая и по сей день является основной деталью механизма.

Герман Феттингер

Первые автоматические трансмиссии Hydramatuc были поставлены в 40-х годах прошлого века на автомобили Oldsmobile. Эти модели автомобилей имели исключительно задний привод, поэтому из-за конструкции они могли иметь не больше трёх передач (для того времени вполне достаточно). С этого времени в сам механизм никаких существенных изменений не внесено, хотя терпел доработки и модификации. Современные автомобили – передне, заднеприводные, имеют намного больше скоростных возможностей.

Правила эксплуатации

Все проблемы, аналогично как в вариаторе автомате, происходят от неправильного, несвоевременного обслуживания. Проблемы у них аналогичны:

  • При большом пробеге (более 150 000) происходит забивание гидроблока, радиатора и фильтра.
  • Масляной насос не поддерживает нормальное давление.
  • Начинается пробуксовка фрикционов на металлических дисках.
  • Переключаются скорости с усилием, при этом возникает дёрганье, резкие звуки.

Важно: При выборе подержанного авто понюхайте масло из коробки. Если присутствует запах гари, значит фрикционы пригорели и порядком изношены. Не советуем такое авто к покупке. Ремонт АКПП обойдётся в «копеечку».

  • Для каждого автомобиля (коробка автомат, робот и вариатор) характерны свои «болезни».

Ресурс

Напрямую зависит от должного обслуживания. Максимальный ресурс АКПП, тот что встречался именно мне, четыреста тысяч. Это был 4-х ступенчатый автомат на средненьком японце. В среднем авто бегает до 300 000 км.

Чтобы продлить ресурс надо выполнять несложные действия:

  • Своевременность замены масла согласно предписанию производителя.
  • Вместе со сменой масла желательно поменять масляный фильтр.
  • При этом необходимо промыть и продуть радиатор.
  • Выгрести из механизма стружку, пыль и грязь, почистить магниты.

Плюсы и минусы автоматической коробки передач

Достоинства или почему автолюбители предпочитают именно ее:

  • Комфортное и привычное вождение – не надо задумываться о своевременном переключении передачи. Набор скорости – возрастают обороты – смена передачи. Удобно трогаться, передвигаться в пробке.
  • Надёжная, проверенная временем система. В среднем автомобиль проходит до трёхсот тысяч.
  • Ремонт не дешев, но система изученная. Специалиста можно найти практически в любом сервисе.
  • Менее требовательна к маслу, но требует специального масла. Его просто найти, по цене оно ниже чем вариаторное.
  • Не много электроники, в основном банальная механика.
  • Сам процесс переключения практически незаметен.

Присутствуют недостатки:

  • Нет той динамики, как в вариаторной или механике.
  • Из-за потерь на гидротрансформаторе низкое КПД. Иногда чувствуется, как «лошадки» вязнут.
  • Расход топлива выше (из-за низкого КПД), масла, чем на других.
  • Бывает «тупит» в движении, словно не понимает, что от неё хотят.
  • Иногда при переключении скорости чувствуются толчки.

В рассмотренных плюсах и минусах автоматической коробки передач видно – достоинств больше, они существеннее, а, следовательно, понятно, почему автолюбители предпочитают такую трансмиссию.

Выводы

Подведём итоги написанному. В чём разница между вариатором и автоматом:

1.) В техническом плане, вариатор превосходит автомат, т.к. обладает высокой динамикой, расход топлива меньше, переключение передач более плавное.

Однако:

  • Ремонт стоит больших денег, не каждый сервис имеет мастера, который сможет его починить.
  • У коробки повышенные требования к качеству масла.
  • Меньший ресурс, замена ремня необходима через сотню тыс. пробега.
  • Автомат выбирают чаще, потому что он надёжнее, привычнее, ремонт не занимает много ресурса и времени, успешно произведут в любом сервисе. Обладает большим ресурсом.

2.) Автомат выбирают чаще, потому что он надёжнее, привычнее, ремонт не занимает много ресурса и времени, успешно произведут в любом сервисе. Обладает большим ресурсом.

Но:

  • Из-за низкого КПД часто «тупит» в движении, худшая динамика.
  • Расходуется больше, чем у других топливо и масло.

Теперь, как прочитали текст, вы сможете ответить – что лучше автомат или вариатор и почему. Скажем так – найди различия. Или может вы присоединитесь к людям, доказывающим преимущества той или иной коробки переключения.

Удачной дороги, пусть такой выбор будет самой серьёзной вашей проблемой!

Похожие публикации
СоветыЭлектрика

Как проверить реле-регулятор генератора автомобиля

СоветыЭлектрика

Что делать, если потеет фара автомобиля?

СоветыЭлектрика

Срок службы аккумулятора автомобиля

СоветыЭлектрика

Каким должно быть нормальное напряжение аккумулятора автомобиля

Добавить комментарий