Радар Стрелка — это новейшее изобретение, созданное для автоматического отслеживания нарушителей скорости. Внедрение данного устройства для безопасности дорожного движения произошло в 2010 году, а вместе с тем начался поток жалоб от автомобилистов. Существует тонкая грань между нарушением и движением по установленному скоростному режиму, что стало предметом многочисленных споров. Судебные иски посыпались градом, но можно сказать одно. Если бы превышений не было выше 10 км/ч, поводы жаловаться появлялись бы значительно реже.
Радар-детектор Стрелка появился на смену устаревшим советским образцам, которые использовались стационарно и в мобильном варианте. Обновленный прибор также последовал по этой линии. Старые образцы были списаны со счетов, ведь точность работы оставляла желать лучшего. Также государство было не в состоянии регулярно ремонтировать исчерпавшее ресурс имущество. Владельцы авто, нарушавшие режим, имели шансы оспорить полученные результаты в суде. Основное преимущество этого устройство заключается в том, что это первый автомобильный образец отечественного производства. Предыдущие поколения могли использовать для измерения скоростей различных движущихся объектов, они были не только в ГАИ, а позже и в ГИБДД. Их активно применяли различные конструкторские бюро и прочие конторы, занимавшиеся опытными испытаниями.
Примеры с фото присланных штрафов встречаются повсеместно в российском интернете. Как и любое другое контрольно-измерительное оборудование, Стрелка имеет сбои. В новостях появляются курьезные заметки об автомобилях, двигавшихся с самолётной скоростью, чего быть не может. Следует отметить, что используемые в различных странах импортные аналоги обладают подобными погрешностями так же. Это издержки сопряжения оптических и электронных систем.
На сайтах часто появляются советы по обходу этой западни для нерадивых водителей, обсуждается законность и целесообразность установки в различных точках. Но они не задумываются о том, как не нарушать правила, написанные на основании многочисленных исследований.
Что это такое и как работает
Работа радара Стрелка основана на фотографической фиксации скорости автомобиля, нарушающего установленные ограничения. Стационарно, на специальной высокой раме, он обычно ставится над значимыми трассами на 3-4 полосы в одну сторону. Автоматическая система наведения даёт возможность обрабатывать практически все движущиеся в подобном потоке объекты, фиксируя полученные результаты безошибочно. Периодические сбои в программном обеспечении приводят к тому, что автомобилист получает письмо на свой адрес, а на изображении находится другая машина.
Рабочие параметры комплекса основываются на фиксации скорости движения исследуемого объекта на определенном отрезке дорожного полотна. Оптическая система наведения позволяет получить информацию при установке к трассе биссектрисы фокусного расстояния под тупым углом. Процесс обнаружения и фиксации разделён на следующие условные этапы:
1.) Установка первичного маркера на расстоянии до 400 м. В зависимости от наклона трассы диапазон захвата доходит до 50 метров. Вычислитель ставит значение в 0 или 1. В первом случае это означает, что объект движется нормально, не превышая установленный лимит. Второй триггер говорит о наличии превышения, а затем включаются следующие этапы обработки.
2.) Фиксирование производится по второму маркерному пятну, но измеряемый отрезок намного короче. Он находится в пределах 25-50 м, там включается более точный вычислитель.
3.) Следующий отрезок измеряется от точки проекции оси радара над дорожным покрытием. Он может иметь произвольную настраиваемую длину, но не больше предельно допустимого фокусного расстояния. Объектив фокусируется, а затем делается снимок номера. Автомобиль выглядит немного размыто, но это не главное. Ведь по государственному номерному знаку возможна однозначная идентификация.
4.) Все полученные снимки укладываются в базу данных по датам и номерам, а затем происходит извлечение с автоматизированным созданием «писем счастья». Сроки хранения документов засекречены, но это очень долго, много места на серверах они не занимают.
Не все автомобилисты знают, как выглядит радар. Под козырьком находится два квадратных блока. Один из них покрыт объективами и измерителями дистанции, а второй представляет собой высокочастотный излучатель. Оба они установлены на вычислительный блок и беспроводной передатчик данных. Вся система монтируется на поворотную платформу, координаты фиксируются, а настройка осуществляется по эталонному объекту и лазерному нивелиру. Если в результате вибраций или ветра происходит отклонение, то сервопривод снова выставляет всё на заданную позицию. Он обладает следующими характеристиками:
- по типу это классический высокочастотный радар с камерой высокого разрешения, работающий в автоматическом режиме;
- диапазон работы радара настраивается точно, он лежит в пределах 24-24.25 ГГц. Это позволит среагировать даже на летящий самолёт. Это так называемый К-предел срабатывания, очень чувствительный и точный;
- дальность обнаружения при идеальной видимости в ясный день составляет 1 км. В туман или условиях запыленности этот показатель сильно падает;
- погрешность около 1%, что является своеобразным рекордом для России и отечественной техники.
- измерения проводятся для объектов заданных размеров, движущихся на скоростях от 25 до 50 км/ч. Низкоскоростные нарушения зафиксированы не будут. Также учитывается отклик от металлического корпуса, поэтому система не сработает на живые объекты;
- стационарный вариант замечает объекты вкруговую, что позволяет государству сэкономить средства.
Установка выполняется на специальную охраняемую штангу. Это даёт возможность избежать вандализма. Находится он над трассой обычно на высоте от 8 метров и выше, что позволяет проезд любого автотранспорта. Обнаружение происходит на высокоточном уровне, поэтому большинство претензий от автомобилистов не рассматриваются в судебном порядке.
Дорожные службы следят за состоянием этого имущества, регулярно моют его, ежегодно осуществляется поверка снимаемых показателей.
Какие типы радаров бывают
Пресловутая Стрелка является не единственным типом используемого оборудования. В данный момент российские ГИБДД применяют следующие основные системы:
1.) Кречет. Малые размеры позволяют прятать его от водителей, а на базе прибора есть стационарные и мобильные варианты. Он может даже зафиксировать обгон на запрещенных для этого манёвра участков.
2.) Кордон. Тройной излучатель настраивается даже на дорожную разметку и полотно, что даёт возможность среагировать на пересечение полос или съезд на обочину.
3.) Рапира-1. Он чем-то схож с камерой наблюдения, что усыпляет бдительность водителей. Бронированный корпус защищает его от вандализма.
4.) Робот. Он напоминает ящик коммутации, поэтому автомобилисты долго не могут понять, откуда приходит фиксация. В нём есть круглый излучатель частот и объектив.
5.) Скат. Он похож на скворечник, а под штативом находится мощный аккумулятор автономного питания. Обычно его стараются использовать в тёплую погоду, иначе заряд быстро проседает. Существует также стационарная версия, устанавливаемая на столбовых опорах.
6.) Арена С. Очень схожий со стрелкой прибор, дающий круговое обнаружение. В морозную погоду он может давать сбои, поэтому от него постепенно отказываются.
7.) ПКС-4. Это сложное устройство, представляющее собой стационарный пост с мощным вычислителем на борту. К нему можно присоединять любой вычислительный комплекс, повышающий точность.
8.) КРИС-П. Он устанавливается на треножнике на обочине, автоматически выставляется в горизонт, а затем начинает свою работу. Внешне он напоминает видеокамеру, используемую репортёрами.
Эти типы радаров не единственные в арсенале ГИБДД. Каждая рассмотренная разновидность относится к гибридам излучателя и камеры. Они включают фото часть при превышении скорости движущимся объектом. Дальность фиксации для всех моделей лежит в пределах 200-400м, а диапазон у них совпадает со стрелкой. Также практически все они могут замечать нарушения дорожной разметки и порядка продвижения по второстепенным и основным дорогам.
Как защититься от радара
В данный момент существует множество разнообразных систем, позволяющих зафиксировать высокочастотное излучение задолго до входа в зону контроля. Распространение, установка и использование подобной техники преследуется по закону. Пункт 13.3 КоАП полностью поясняет перечень радиоустройств, разрешенных к применению гражданскими лицами без наличия определенных разрешений. Радары, ловящие стрелку, также не относятся к этой категории. Автомобилисты массово нарушают закон, устанавливая скрытые версии. Они могут быть установлены в видеорегистратор или замаскированы под прочую электронику.
Покупая нелегально радар-детектор против стрелки, доверчивые водители часто получают в коробке внешне красивый корпус со светодиодами и табло, но на деле это не работает. Помимо нарушения закона происходит трата денег впустую. А обнаружить использование подобной техники на машине очень просто специальным частотомером.
Отсюда следует вывод, что лучше не нарушать правила дорожного движения, подвергая жизни и здоровье всех его участников опасности.