MOTORTEKA.RU

Коробка передач у автомобиля: вариатор или автомат – что лучше?

При выборе нового автомобиля, в первую очередь, потенциальные автовладельцы смотрят на тип кузова, страну-производитель, модель. Потом идёт мощность двигателя, комплектация и другие характеристики. Но не только мощность двигателя является ключевым при выборе. Не менее значимая характеристика, которая часто влияет на конечный выбор – тип коробки передач.

С классической механикой понятно – она проста, дешева в обслуживании, является надёжным типом трансмиссии. У неё имеются приверженцы, «староверы», доказывающие, что только с ней можно именно управлять автомобилем. С автоматической коробкой тоже – прошло то время, когда они были ненадёжны, дороги в эксплуатации. Сейчас АКПП бывает трёх типов: роботизированная, классический автомат и вариатор. Вот здесь у владельца возникает вопрос – что выбрать. Про робота мы расскажем в другой раз. Сегодня в статье сравним классический автомат и вариатор. Попробуем ответить на извечный вопрос, который часто звучит в интернете, на специализированных сайтах – вариатор (CVT) или автомат (АКПП), что лучше. Интересно, обе являются автоматическими трансмиссиями, со своими плюсами и минусами. Но одну (АКПП) любят и чаще выбирают, а другой чураются.

Немного статистики:

1.) С АКПП выбирают более 60%.

2.) С вариатором лишь в 27%.

3.) Роботу отдают предпочтение меньше, чем в 23% случаев.

Роботу в последнее время стало больше доверия, ведь именно его чаще всего ставят на последние отечественные модели ВАЗа. И замечаний по работе к нему всё меньше.

Но дело не только в статистике. Лично наблюдал, как автовладелец в автосалоне отказался от новой машины, потому что на ней стояла не та трансмиссия. И это не единичный случай. Народ готов ждать дополнительно несколько месяцев.

Для того, чтобы вы смогли понять – какой лучше автомат или вариатор – расскажем о каждом типе подробнее. Рассмотрим принцип действия, оценим какая коробка передач лучше и надежнее, динамику при разгоне, расход. Приведём достоинства и недостатки, отзывы профессионалов.

А выбор, какие делать выводы из написанного, остается за вами.

Вариатор или бесступенчатая коробка передач

Немного о технической стороне

Расскажем, чем отличается вариатора (CVT) от классического автомата. Главное отличие в том, что фиксированной передачи как таковой нет – изменение происходит за счёт перемещения ремня, тем самым изменяя передаточное число.

Как работает вариатор. Его действие основано на принципе, предложенным Да Винчи ещё в XV веке. Между двух конусов, расположенных рядом и сужающих частями, которые смотрят в противоположные стороны, имеется трапециевидный ремень. Он играет роль передачи. На ведущий вал с двигателя передается усилие, которое через второй вал передаётся колёсам. Конусы устройства не цельные, а имеют сдвижные половинки. Меняется диаметр валов – изменяется передаточное число. Иными словами, при разведённом ведущем вале, ремень захватывает меньший диаметр – получаем аналогично высшей передаче. При сдвинутом вале, ремень находится на максимальном диаметре – это низшая (первая) передача.

Леонардо да Винчи

Так за счёт сдвига вала меняется передаточное число, т.е. скорость. Это отличает его от многих других, т.к. это осуществляется плавно, что лучше для плавности хода. Особенно это оценят новички.

Таким образом, коробка вариатор является эффективным передаточным звеном между мотором и колёсами. Передача крутящего момента здесь осуществляется механически. В итоге за счёт этой механики получаем высокий КПД. Это отличие вариатора от автоматапередача происходит за счёт давления масла.

Первоначально примитивный вариатор, изобретённый Винчи, нашёл применение в устройстве мельницы. Несколько веков позднее применён в промышленных станках. Лишь в 50-х годах XX века голландским инженером Хуберт ван Доорн принцип вариатора был применён в бесступенчатой трансмиссии Variomatic. Впервые он был установлен на автомобиле DAF и имел эффект. Производители стали применять его в своих моделях авто.

Требования

CVT требует регулярного и тщательного обслуживания. Согласно регламенту производителя – смена масла должна осуществляться каждые шестьдесят-восемьдесят тысяч пробега. Что значит – как у классического автомата, до ста тысяч он просто не дотянет. Если это требование игнорировать, то серьёзные проблемы будут нарастать подобно снежному кому:

Вариатор управляется с помощью электроники, поэтому в нём её много.

Кроме смены масла необходимо и желательно на ста двадцати – ста пятидесяти тыс. на авто провести замену ремня. Если это не сделать, последствия могут быть серьёзными.

Плюсы и минусы вариатора

Приведём плюсы и минусы вариатора. Какие будут существенные при выборе – решать только вам.

Достоинства (его положительные отличия от других):

Недостатки:

Ограничения:

Автоматическая коробка передач

Немного о технической стороне

Этот механизм доведён практически до оптимального и, в отличие от первых разработок, обладает прочной и надёжной конструкцией. В основу этого вида трансмиссии положен гидротрансформатор, который заменяет автоматическое сцепление. Чем автоматическая коробка отличается от вариатора – здесь нет жёсткого зацепа, крутящий момент от вала двигателя передается давлением масла. Сжатие (разжатие) фрикционов подключают в действие нужные муфты – осуществляется переключение передачи. В конструкцию так же входят редуктор с парой шестерен, которые он держит в постоянном сцеплении. За счёт этого образуется законченный механизм с несколькими ступенями.

Изобретателем такого вида трансмиссии считают немецкого профессора Феттингера. Но его изобретение сначала нашло применение в судостроении. Им была предложена гидродинамическая передача, с помощью которой мог быть развязан винт и двигатель корабля. Для этого была использована гидромуфта, которая и по сей день является основной деталью механизма.

Герман Феттингер

Первые автоматические трансмиссии Hydramatuc были поставлены в 40-х годах прошлого века на автомобили Oldsmobile. Эти модели автомобилей имели исключительно задний привод, поэтому из-за конструкции они могли иметь не больше трёх передач (для того времени вполне достаточно). С этого времени в сам механизм никаких существенных изменений не внесено, хотя терпел доработки и модификации. Современные автомобили – передне, заднеприводные, имеют намного больше скоростных возможностей.

Правила эксплуатации

Все проблемы, аналогично как в вариаторе автомате, происходят от неправильного, несвоевременного обслуживания. Проблемы у них аналогичны:

Важно: При выборе подержанного авто понюхайте масло из коробки. Если присутствует запах гари, значит фрикционы пригорели и порядком изношены. Не советуем такое авто к покупке. Ремонт АКПП обойдётся в «копеечку».

Ресурс

Напрямую зависит от должного обслуживания. Максимальный ресурс АКПП, тот что встречался именно мне, четыреста тысяч. Это был 4-х ступенчатый автомат на средненьком японце. В среднем авто бегает до 300 000 км.

Чтобы продлить ресурс надо выполнять несложные действия:

Плюсы и минусы автоматической коробки передач

Достоинства или почему автолюбители предпочитают именно ее:

Присутствуют недостатки:

В рассмотренных плюсах и минусах автоматической коробки передач видно – достоинств больше, они существеннее, а, следовательно, понятно, почему автолюбители предпочитают такую трансмиссию.

Выводы

Подведём итоги написанному. В чём разница между вариатором и автоматом:

1.) В техническом плане, вариатор превосходит автомат, т.к. обладает высокой динамикой, расход топлива меньше, переключение передач более плавное.

Однако:

2.) Автомат выбирают чаще, потому что он надёжнее, привычнее, ремонт не занимает много ресурса и времени, успешно произведут в любом сервисе. Обладает большим ресурсом.

Но:

Теперь, как прочитали текст, вы сможете ответить – что лучше автомат или вариатор и почему. Скажем так – найди различия. Или может вы присоединитесь к людям, доказывающим преимущества той или иной коробки переключения.

Удачной дороги, пусть такой выбор будет самой серьёзной вашей проблемой!