Так уж повелось в современном мире, что именно маркетинг задаёт моду и правильное направление движения. Без него мы бы не узнали, как сварить суп из топора и другие «волшебные» предложения науки и техники. Сегодня в статье расскажем про последний «прорыв» в автомире – фильтр нулевого сопротивления, который, по заверению торговцев, чудо как хорош. Если поставить его вместо обычного воздушного фильтра, то он способен лучше выполнять функции и мало того – увеличит мощность двигателя. Это было бы слишком хорошо, чтобы быть правдой. По мне (и многие специалисты со мной согласятся) – воздушный фильтр нулевого сопротивления не лучшее вложение в своего «железного коня». Существует множество нюансов, поэтому перед тем, как послушать очередного маркетолога, обещающего золотые горы, рассмотрите предложение детально, разложите информацию по полочкам, взвесьте все плюсы и минусы. Тогда решение будет не спонтанным, а обдуманным.
Важно: Как человек, который много лет занимается автомобилями и техникой, хочу предупредить – чуда не произойдёт. Ваш автомобиль, после установки этого чудо-агрегата, не будет бегать как Феррари. По большому счёту – вы только зря потратите время и деньги.
Но давайте по порядку.
Штатный воздушный фильтр
Его назначение понятно из названия – он нужен для того, чтобы при заборе воздуха в двигатель не попадала разная гадость, которая летает в воздухе. Ведь при высоких температурах пыль, мельчайшие частички песка, различный мусор расплавятся, потом осядут внутри. Это снизит производительность, ускорит износ деталей и механизмов. Подсчитано, что без него ресурс двигателя снизится более чем в десять раз. Без фильтра никак не обойтись.
Вы спросите, разве надо чего-то придумывать, ведь производитель всё просчитал. Чем фильтр, который первоначально установлен, плох?
Циклы, которые проходит двигатель внутреннего сгорания состоит из четырёх тактов. Первый этап, если всё происходит в штатном режиме, это забор воздушно-топливной смеси в цилиндры двигателя. Как сказано выше, при отсутствии фильтра вместе с забранным воздухом в него может попасть различный мусор. Чтобы устройство могло осуществлять должную фильтрацию, оно изготавливается из прессованной бумаги. Воздух в нём задерживается, создаётся некоторое сопротивление. Подсчитано, что за счёт коэффициента сопротивления, стандартный штатный фильтр снижает мощность двигателя примерно на пять – семь процентов. Причём, чем больше фильтр эксплуатируется, тем более становится заметно.
Маркетологи и предлагают выход из ситуации – установка воздушного фильтра нулевого сопротивления.
Фильтр «нулевик»
Тем, кому очень важны те самые 7%, которые «крадёт» штатный фильтр, дельцами от авто предлагается установка фильтра нулевого сопротивления. За счёт используемых материалов, из которого сделан, он позволяет двигателю «работать в полную силу». В строении используется материал, обладающий большей пористостью, чем просто бумага. Как правило, это хлопковая ткань, свёрнутая в несколько слоёв, в специальном алюминиевом каркасе. За счёт этого воздушный поток проходит сквозь него без какого-либо сопротивления. Мало того, что с помощью него прибавляется мощность, ещё снижается расход топлива, увеличивается динамика при разгоне, возрастает максимальная скорость автомобиля. Любая ладовская «шестёрка» может соревноваться с гоночным болидом.
Предлагается несколько разновидностей:
- Сухой, без дополнительной пропитки. Считается, что он не такой эффективный, по фильтрующим свойствам подобен штатному. Но из-за состава даёт некоторый рост мощности – чуть более пяти процентов.
- Фильтр из нескольких слоев специального материала, пропитанный масляным составом. Вся грязь оседает на нем. Выигрыш в силе до семи процентов.
При борьбе за каждую «лошадку» второй вариант предпочтительнее, поэтому он применяется чаще. Но, чтобы участвовать в гонках, необходимо соблюсти несколько правил – через три тысячи пробега его необходимо вскрывать, чистить, промывать, затем снова пропитывать составом. Иначе грязь забьёт все поры, производительность упадёт, возрастёт задержка воздушного потока. При этом эффективность ухудшится в 4-5 раз, по сравнению со штатным.
Первый вариант предпочтительнее – заменять его необходимо через каждые десять-пятнадцать тысяч пробега. Больше никакого особого ухода не требуется. У него небольшой, но зато стабильный прирост.
Установка нулевого фильтра возможна двумя способами – на место стандартного фильтра с заменой или отдельно, вне штатной коробки. Обычно автолюбители предпочитают второй способ – он выглядит предпочтительнее и «круче». Теперь о каждом подробнее.
На штатное место. По заверению производителей, такой способ может увеличить мощность до пяти процентов. Если раньше было сложно подобрать его по размерам коробки, то сегодня проблема решена – выпускаются фильтры, которые подходят практически для каждой модели. Вам только надо вынуть штатный, затем вставить новый. В чём достоинство – новый устанавливается в стандартную коробку, целостность системы не нарушается. Система забора воздушного потока расположена либо около крыла, либо под мотором. Так воздух сосется не около двигателя, а снизу – там воздух холоднее, соответственно плотность его выше. Этим и обосновывается увеличение мощности.
Отдельно. Производители заверяют, что в этом случае мощность возрастёт до семи процентов. К тому же такое размещение смотрится более эффективно. Но не стоит им верить на слово – с конструктивной точки зрения, машина может потерять часть силы. Это происходит потому, что забор воздуха происходит над двигателем. Воздух там разогретый – температура летом достигает 60-70*С, а, следовательно, он меньшей плотности. Сравните – плотность горячего воздуха (при 50*С) 1.1 кг/см3, холодного – практически на 10% ниже. Отсюда потери мощности. Видно, что эффективность этого способа скорее эстетическая, чем практическая.
Мы видим, что установка в стандартное место имеет больше преимуществ, к тому же менее затратная и трудоёмкая.
Стоит ли ставить фильтр нулевого сопротивления
Теперь резюмируем сказанное выше или разоблачаем миф о возрастании мощности.
Не верьте тому, кто говорит – сняв штатный фильтр и поставив новый, сила автомобиля сразу возрастёт.
В одном автомобильном журнале, который заслуживает уважения и доверия, было описано испытание. Оно должно было показать, что даёт фильтр нулевого сопротивления.
На динамостенд загоняется и запускается автомобиль со штатным фильтром. После прогрева измеряется мощность. Затем в машину ставится фильтр нулевого сопротивления. Опять запускается, ей дают прогреться, измеряют мощность. Если слушать торговцев, то значение должно вырасти примерно на 5-7%. НО. Этого не происходит. Максимальный прирост силы… 1-2% (в зависимости от калибровки прибора).
Если в цифрах. Обещанное увеличение на 5-7% равносильно прибавке 4-5 лошадиных сил, этого не ощутит даже обычный пользователь. Динамические характеристики при этом практически не изменятся. Большие цифры способны только потешить самолюбие. Как вы думаете, стоит ли ставить фильтр нулевого сопротивления?
Если не верите приведённому примеру, в интернете есть много роликов, которые подтвердят эти выводы.
Плюсы и минусы фильтра нулевого сопротивления
Чтобы вы смогли принять окончательное решение – нужен он или нет, рассмотрим фильтр нулевого сопротивления плюсы и минусы.
Достоинства:
- Увеличивается мощность. Возможность показать коллегам и потешить самолюбие.
- За счёт своей конструкции способен пропускать большее количество воздушного потока. Уменьшает расход топлива, что позволяет двигателю не перенапрягаться.
- Конструктивно можно установить в любой автомобиль без доработок.
Теперь поговорим о том, почему это только маркетинговый ход, причём недешёвый.
Недостатки:
- Во-первых, высокая стоимость за сомнительное устройство. Если штатный стоит максимум 1500 руб., то «нулевик» предлагают в среднем за $150. Посчитайте, сколько раз можно поменять стандартный за такую стоимость. Можно найти дешёвые китайские, но эффективность их будет, скорее всего, не лучше (а часто хуже) стандартных.
- Место установки. При стандартной установке добавит всего 4-5 лошадок, которые сложно заметить. При отдельно установленном устройстве, за счёт высокого расположения и забора горячего воздуха от мотора, мощность даже становится меньше.
- Зависимость от разновидности. За прибором с пропиткой нужен регулярный уход – разборка, продувка и промывка, новая смазка. Если этого не делать, то он скоро выйдет из строя. Сухой не требует дополнительных действий, но его эффективность ненамного выше стандартного. А стоит он дороже.
Выводы
Как вы видите, прирост силы фильтры нулевого сопротивления дают незначительный, причём такой, что он практически не заметен. А вот потратиться придётся.
Важно: Инженерами, при разработке силовой установки машины, учитываются эти и другие потери. Поэтому проектировка осуществляется с их учётом. Поэтому, чтобы почувствовать реальный прирост силы двигателя, придётся провести комплекс мероприятий – помимо замены фильтра провести другие доработки, в том числе организовать забор именно холодного воздуха. В противном случае вложения себя не оправдают.